Археологический музей ИвГУ

ПУБЛИКАЦИИ

Проблемы изучения эпохи первобытности и раннего средневековья

лесной зоны Восточной Европы.

Иваново, 1994. Вып. I. С. 38-41: ил.

ГРАВИРОВКА НА КАМНЕ С ИВАНОВСКОГО БОЛОТА

А.В.Уткин (Иваново)

Летом 1973 г. школьники пос. Ивановского (Переславский р-н Ярославской обл.) А. Цыганов и Н. Захаров передали Д.А. Крайнову коллекцию древних предметов, собранную ими осенью 1972 и весной 1973 гг. на фрезерных полях центральной части Ивановского торфяника, на месте разрушенных стоянок Ивановское VI-VIII. Общее число находок составило около 1.000 предметов, главным образом, костяных орудий (наконечников стрел, гарпунов, всевозможных заострений, проколок и т.п.). Изделия из камня немногочисленны, но достаточно выразительны: наконечники стрел, дротиков, скребки, серия прекрасно отшлифованных рубящих орудий.

Особый интерес представляет находка сланцевой гальки с уникальным гравированным изображением сцены охоты (рис. 1). Место её обнаружения Н. Захаровым было указано точно. Это - присуходольная часть громадного по площади поселения Ивановское VII, верхние слои которого, относящиеся к позднему льялову и волосову, были разрушены торфоразработками, нижние же - два мезолитических, верхневолжский и среднельяловский - позднее, в 1973-1975 гг. раскопаны Верхневолжской экспедицией ИА АН СССР .

Найденное изображение было продемонстрировано Д.А. Крайновым коллегам по Институту Археологии, однако они отнеслись к нему скептически, посчитав подделкой. Основанием для скепсиса было то, что, во-первых, в ряде мест поверх древней гравировки, изображающей человека, процарапаны явно свежие линии, причём проведены они крайне неуверенно металлическим предметом, а, во-вторых, подобные изображения до сих пор не встречались среди материалов нео-энеолитических памятников лесной зоны Восточной Европы. Появление свежей «гравировки» Н. Захаров объяснил Д.А. Крайнову желанием «улучшить» изображение лучника. В 1983 г. он же в беседе со мной подтвердил, что некоторые древние линии изображения были им процарапаны с помощью гвоздя вновь, но это оказалось делом трудоёмким и от «прорисовки» всего изображения он отказался. Другими словами, Н.Захаров отрицает подделку им найденной гравировки и заверяет в её подлинности .

Изображение выгравировано на сланцевой гальке подпрямоугольной формы в плане и подтрапециевидной в разрезе. Её максимальные размеры следующие: длина - 140 мм, ширина - 46 мм, толщина - 31 мм. Галька слоистая - основной объём имеет иссиня-серый цвет, а по длинным краям бордово-серый . Она твердая, гладкая, окатана очень хорошо, и лишь её лицевая поверхность слегка пришлифована.

На рисунке изображена сцена индивидуальной охоты человека с помощью лука, точнее, её кульминация - момент поражения животного стрелой (рис. 1) . Всё изображение выполнено в технике контурной гравировки. Глубина надреза незначительна, но линии довольно чёткие, рисунок «читается» хорошо. Композиция соразмерна, фигуры на поверхности камня размещены идеально.

В левой половине изображён человек в рост. Он показан в полоборота, схематично, индивидуальные черты и одежда не акцентированы. Они древнего гравера и не интересовали, т.к. последний стремился зафиксировать не самого человека, а его движения в момент, когда тот только что выпустил из лука стрелу, вложив в этот акт всю свою силу. И это удалось передать достаточно точно и реалистично. Туловище охотника инстинктивно наклонилось вперед, левая рука с луком, тетива которого уже приняла нормальное положение, опускается вниз, а правая ещё по инерции идёт вверх. Левая нога слегка приподнята, правая же, бывшая только что опорной при стрельбе, упирается в естественную цветовую границу на гальке, которую мастер использовал в качестве условной передачи земной поверхности. То, что художник стремился детализировать именно движение косвенно подтверждается тем, что некоторые контуры человеческой фигуры он усилил вторичным процарапыванием.

На правой половине гальки изображено в профиль крупное животное, поражённое стрелой. Изображение также схематичное, видовая принадлежность животного не определяется, но, скорее всего, оно из семейства жвачных. И здесь мастер вновь подчеркивает движение, но уже животного в момент поражения его стрелой, которая угодила ему в нижнюю часть груди. От болевого шока животное присело на задние конечности (они упираются в цветовую границу на камне), а передние зависли в воздухе. Голова подалась вниз, в то время как хвост задран круто вверх. Кажется, ещё мгновение и раненное животное замертво рухнет на землю.

Рисунок воспринимается как единое целое, передающее динамику одного из самых ответственных моментов охоты, кульминацию её азарта. Эту сцену древний художник воспроизвёл с удивительной точностью, почти фотографически зафиксировав на камне скупыми линиями гравировки детали движения удачливого охотника и смертельно раненного животного. Изобразительно передать всё это мог только человек, неоднократно наблюдавший охоту с помощью лука в натуре, хорошо в ней разбиравшийся и будучи сам непременно охотником. Поэтому говорить о подделке этого рисунка 13-15-летними школьниками, я убеждён, нет никаких оснований. Против этого все стилистические особенности самого изображения и его композиция. Мне трудно, даже при всём желании, вообразить, чтобы подростки могли очень тонко почувствовать слабовыраженную цветовую гамму камня и цветовые границы сознательно использовать для создания пространственного фона изображения: верхнюю границу как линию горизонта, а нижнюю - как линию земной поверхности (рис. 1).

Признав подлинность этой гравировки, сложнее определить её культурно-хронологическую принадлежность. Как уже говорилось выше, она была найдена на стоянке Ивановское VП, на месте разрушенных позднельяловского и волосовского культурных горизонтов, и, по логике, должна датироваться концом неолита или энеолитом. Аналогичные изображения мне пока не известны , поэтому остается лишь надеяться на подобные находки в будущем, которые позволят уточнить хронологию и ивановского изображения. Интуитивно же я склонен отнести его к позднему этапу льяловской культуры, для которой в наибольшей степени были характерны именно гравировки как вид изобразительного искусства. Правда, последние имеют в основном геометрический характер и выполнены на костяных или роговых предметах .

* * *

Крайнов Д. А., 1974. Результаты работ Верхневолжской экспедиции // АО 1973 г.

Крайнов Д.А., 1975. Работы Верхневолжской экспедиции // АО 1974 г.

Крайнов Д.А., 1976. Результаты работ Верхневолжской экспедиции // АО 1975 г.

Ошибкина С.В., Крайнов Д.А., Зимина М.П., 1992. Искусство каменного века: Лесная зона Восточной Европы. М.

© 2006-2017. Археологический музей ИвГУ. г.Иваново, ул. Тимирязева, д.5
телефон: +8 (4932) 326188, факс: +8 (4932) 324677.
Сайт создан в рамках аналитической ведомственной целевой программы
Министерства образования и науки РФ "Развитие научного потенциала высшей школы
(2006-2008 гг.)" - проект № 2.2.3.1. 4325.