Археологический музей ИвГУ

ПУБЛИКАЦИИ

Вестник Ивановского государственного университета. Иваново, 2002. Вып. 2. С. 127, 128.

Е.Л. Костылева, А.В. Уткин

НОВОЕ ПРОЧТЕНИЕ БЕЛОКАМЕННЫХ УЗОРОВ ДМИТРИЕВСКОГО СОБОРА ВО ВЛАДИМИРЕ-НА-КЛЯЗЬМЕ

(Рец.: Гладкая М.С. Материалы каталога рельефной пластики Дмитриевского собора во Владимире // Дмитриевский собор во Владимире: Материалы и исследования. Владимир, 2000. Вып. 1. 224 с.: ил.).

Дмитриевский собор во Владимире-на-Клязьме, построенный по повелению великого князя Всеволода III (Большое Гнездо) и сохранившийся до наших дней практически в первозданном виде, является одним из шедевров белокаменного зодчества эпохи Древней Руси. История сооружения собора, его архитектурные особенности и особенно его рельефы издавна привлекали ученых разных направлений – архитекторов, историков и искусствоведов. Почти за столетнее изучения этого памятника вышла серия прекрасных монографических исследований и бесчисленное количество отдельных статей. Последним по времени среди них на сегодняшний день являются "Материалы каталога рельефной пластики…», подготовленные М.С. Гладкой.

Рецензируемая книга представляет собой подборку отдельных (если быть точнее – пяти) заметок-этюдов, посвященных интерпретации ряда рельефных сюжетов, спорную реконструкцию первоначальной композиции восточного (наиболее эффектного) прясла северо-восточного фасада собора и собственно каталога сохранившихся рельефов восточного прясла северного фасада, описание и информативные фотоиллюстрации которых составляют 62,2 % объема текста.

Не вдаваясь в пересказ и детальный анализ искусствоведческого по смыслу текста (написанного, кстати, хорошим литературным стилем), отметим основную его суть. Рельефы Дмитриевского собора включают в себя в общей сложности более полутора тысяч белокаменных блоков. Крупные и хорошо “читаемые” из них в общем-то достаточно подробно описаны и уже интерпретированы в литературе. Но в рельефах помимо них имеется множество малых форм, которым незаслуженно мало уделялось внимания. Именно этот пробел частично восполняет рецензируемый “Каталог…”. Автором скрупулезно рассматриваются несколько изобразительных сюжетов в камне и приводится их убедительное смысловое толкование. А именно: уточняется иконография конных горельефов первых русских святых, князей Бориса и Глеба; символика различных изображений птиц и деревьев. Причем, дешифровка всех этих символов дается не умозрительно, а предельно доказательно - с привлечением широкого круга исторических источников (летописных описаний и иллюстраций, археологических материалов и чудом уцелевших до нашего времени образцов раннесредневекового прикладного искусства).

По мысли исследовательницы, с чем безоговорочно солидарны рецензенты, каменные рельефы Дмитриевского собора виртуозно запечатлели символы основных библейских постулатов, т.е. они (рельефы) являются своего рода объемными иллюстрациями к Священному Писанию. Созерцающий их современный обыватель или заезжий турист “прочтет” в них как идею “Небесного Иерусалима”, так и идею Царства Божия на земле.

Рассмотренные в “Каталоге…” рельефы составляют лишь малую толику дивного белокаменного убранства Дмитриевского собора. Хочется надеяться, что так успешно начатая М.С.Гладкой работа будет обязательно продолжена, и читатели следующих очерков познакомятся с новыми, не ординарными интерпретациями каменных изображений, безмолвно взирающих на нас со стен чудо-собора уже более восьмисот лет.

© 2006-2017. Археологический музей ИвГУ. г.Иваново, ул. Тимирязева, д.5
телефон: +8 (4932) 326188, факс: +8 (4932) 324677.
Сайт создан в рамках аналитической ведомственной целевой программы
Министерства образования и науки РФ "Развитие научного потенциала высшей школы
(2006-2008 гг.)" - проект № 2.2.3.1. 4325.